Нотариусы Самарской области провели 30 июля отчетно-выборное собрание своей региональной палаты и подавляющим большинством голосов высказались за стабильность и поступательное развитие нотариата.
Галина Николаева вновь избрана президентом Нотариальной палаты Самарской области.
Устав Нотариальной палаты Самарской области (НПСО) требует, чтобы президент избирался квалифицированным большинством в 2/3 голосов. Это жесткое условие можно соблюсти только в том случае, если на собрании будут присутствовать практически все нотариусы области, а кто-то из кандидатов – пользоваться безоговорочной поддержкой коллег.
Июльское собрание запомнится тем, что на него съехались все без исключения действующие нотариусы региона. Это во многом объясняется той непростой ситуацией, которая сложилась вокруг областной нотариальной палаты. Еще в июне президент НПСО Галина Николаева была вызвана к вице-губернатору области Дмитрию Овчинникову и получила от него настоятельную рекомендацию снять свою кандидатуру с назначенных на 30 июля выборов. Николаева отказалась выполнить это условие, после чего в палате началась прокурорская проверка.
О том, что эта проверка будет использована как средство давления на нотариусов, вице-губернатор заявил открытым текстом. А поводом для проверки стала жалоба гражданки Марии Жуковской, которая до октября 2011 года работала управляющим делами НПСО. Трудилась она в палате недолго – всего полгода, а вот жалобу готовила более полутора лет и направила ее в прокуратуру словно по заказу – в канун президентских выборов. Забавно, что на поступившую 3 июля 2013 года жалобу прокуратура отреагировала весьма оперативно и уже через неделю сообщила Николаевой, что проверка начнется в тот же день, то есть 10 июля. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, если предположить, что указание немедленно выявить хоть какие-то нарушения законности в работе палаты поступило из обладминистрации.
Надо хорошо знать Галину Юрьевну, чтобы поверить, что в таких условиях она не только не уступит давлению, но и пойдет с открытым забралом на любого, даже превосходящего ее численностью противника. Николаева не только обжаловала такую «скороспелую» проверку в судебном порядке, но и добилась ее приостановки. Кроме того, президент палаты пробилась на прием к губернатору области Николаю Меркушкину, который, надо отдать ему должное, полностью отмежевался от действий своего заместителя, заявил, что не намерен вмешиваться во внутренние дела некоммерческой организации, каковой является нотариальная палата, и даже пожелал Николаевой успехов в дальнейшей работе.
Принципиальная позиция губернатора нашла отражение и в действиях областного управления Минюста. 29 июля, когда у начальника управления Сергея Быстревского побывали прибывшие из Москвы члены комиссии ФНП по проверке деятельности нотариальных палат, вопрос о том, снимет ли Николаева свою кандидатуру, уже не поднимался. (Кстати, тщательная проверка, проведенная комиссией, так и не выявила каких-либо серьезных нарушений законности в работе НПСО).
Присутствуя на встрече в управлении Минюста, автор этих строк имел возможность убедиться, что и Сергей Быстревский, и его заместитель Павел Сокол в принципе готовы к конструктивному сотрудничеству с нотариальной палатой, независимо от того, кто станет ее президентом. Более того, в Минюсте уже не настаивают на срочном внесении поправок в Устав НПСО, понимая, что сейчас необходимо дождаться принятия нового федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности», а уж затем можно и нужно править областные нормативные акты и в том числе уставы региональных палат.
А ведь сколько копий по этому поводу было сломано, причем не только в Самарской области. Поправки, скорее всего, придется вносить даже в Устав ФНП, в целый ряд ведомственных правовых актов. Но спешка в этом вопросе недопустима, иначе можно и дров наломать, и результата не добиться.
Выступая на собрании НПСО, президент ФНП Мария Сазонова, кстати, заметила, что Самара отражает общую ситуацию в российском нотариате, где психологический накал не случаен, он обусловлен изъятием из проекта изменений в Гражданский кодекс статьи об обязательном нотариальном удостоверении сделок с недвижимостью.
В то же время Сазонова, познакомив членов НПСО с последними событиями вокруг нового проекта закона о нотариате, предложила палате принять участие в эксперименте, если на первых порах отдельным регионам будет предложено ввести такую практику, чтобы сделки удостоверялись только у нотариуса, а затем переход прав регистрировался в ускоренном порядке.
М. Сазонова отметила качественную работу Николаевой не только в области, но и в качестве члена Правления ФНП. Однако не стала никого агитировать и предложила самарским нотариусам сделать свой выбор самостоятельно.
После этого примерно в том же духе высказался и зам. начальника управления Минюста Павел Сокол, призвавший голосовать «как разумом, так и сердцем» и предупредивший, что «конфликт перешел в публичную плоскость, что работает не на пользу нотариату».
То, что в нотариальной корпорации действительно наметилась конфронтация между некоторыми ее членами, можно объяснить не только «личной неприязнью», не только решениями законодателя, но и совершенно разным подходом к профессии. Те, кто заботится только о собственных интересах, о социальной защите прежде всего самих нотариусов, не думают о последствиях. Но они очень активно противостоят большинству, в первую очередь озабоченному профессиональным уровнем нотариата, который должен стать реальной защитой законных интересов всех граждан, оказывать качественную правовую помощь физическим и юридическим лицам. Интересы корпорации тоже важны, нотариусы должны спокойно работать, иметь и законно установленные тарифы, и социальные гарантии, иначе частный нотариат просто не сможет существовать. Но все-таки сначала надо думать о других, а потом уже о себе. Странно, что на отчетно-выборном собрании НПСО высказывания такого рода прозвучали из уст только одного претендента на должность руководителя палаты – Галины Николаевой.
Возвращаясь к ситуации вокруг выборов в НПСО, можно заметить, что именно Устав палаты, требующий, чтобы президент избирался двумя третями голосов, мог стать камнем преткновения для успешного голосования. Такое требование представляется чересчур жестким, тем более что в других палатах разница между простым большинством и квалифицированным порой составляет всего 1 процент голосов.
Те нотариусы, которые хотели избрания альтернативного кандидата, а также те, кто поддался давлению местных властей, настаивали и на других изменениях Устава. В частности, Главное правовое управление Администрации губернатора Самарской области требовало сократить «завышенный» (как им казалось) 5-летний стаж нотариальной деятельности для лица, претендующего на пост президента НПСО. Однако тут все должны решать сами нотариусы. Если они готовы избрать своим руководителем лицо, работающее нотариусом без году неделю, то так тому и быть. Однако это должно быть такое лицо, которое пользуется непререкаемым авторитетом, причем не только в палате, но и в областном масштабе.
Выборы 30 июля подтвердили, что на сегодняшний день реальной
альтернативы Николаевой просто нет. Конечно, у нее были вполне достойные соперницы: Людмила Белорусцева и Татьяна Братчикова. У обеих за спиной большой стаж работы в качестве нотариуса, есть также опыт работы в других, в том числе властных структурах. Т. Братчикова, например, является депутатом представительного органа власти города Самара. Однако в ходе первого голосования Белорусцева и Братчикова на двоих набрали всего 56 голосов (27 и 29 соответственно), тогда как за Николаеву, вопреки всем угрозам и беспардонному давлению, проголосовали 87 нотариусов. Уже на этом этапе стало ясно, что вряд ли сейчас в Устав палаты целесообразно вводить норму, ограничивающую возможность президента занимать этот пост более двух сроков подряд.
Однако проявился еще один недостаток действующего Устава – он не предусматривает возможности проведения второго тура выборов среди двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов. Пришлось объявлять новые выборы, заново выдвигать кандидатов, выслушивать их программные заявления. Кандидатов, кстати, на этот раз оказалось пять, к трем уже упомянутым персонам добавились Сирик и Богатырёва. Однако и среди пяти кандидатов первой вновь оказалась Николаева, причем за нее отдали свои голоса 94 нотариуса.
Но для избрания президентом этого оказалось недостаточно. Не хватило одного голоса. И тогда собрание единодушно высказалось за то, чтобы провести еще одни выборы, хотя за окном уже стемнело и все уже очень устали, особенно мандатная комиссия, которая раздавала бюллетени, следила за ходом выборов и считала голоса.
На третий раз члены НПСО все-таки отстояли свое право на самостоятельное мнение о том, кто должен достойно, профессионально и честно управлять палатой. Подавляющим большинством голосов на пост президента была избрана Галина Юрьевна Николаева, набравшая 95 голосов. Ее соперницы Л. Белорусцева и Т. Братчикова набрали на этот раз 21 и 27 голосов соответственно.
Протокол мандатной комиссии был утвержден единогласно. Таким образом, на ближайшие четыре года президентом НПСО остается Галина Николаева. Выборы Правления НПСО и Комиссии профессиональной чести пройдут 5 августа 2013 года. А конфликт между отдельными представителями властных структур и нотариальной палатой теперь попросту лишен смысла. Его надо немедленно прекратить, как и любые необоснованные проверки и судебные тяжбы. Предвыборный ажиотаж спал, пора умерить амбиции и спокойно работать на пользу обществу.
Константин Катанян, Самара – Москва
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/vsem-ugrozam-vopreki